Социальное предпринимательство: особенности, признаки, история

Что такое социальное предпринимательство

Социальное предпринимательство – бизнес, главной идеей которого является помощь людям в работе над их проблемами. От благотворительности его отличает необходимость в создании бизнес-плана социальных проектов и в продумывании стратегии развития.

Целевая аудитория социального предпринимательства – люди, нуждающиеся в помощи. Это могут быть безработные, инвалиды, пенсионеры, должники, одинокие люди или те, кому требуется психологическая и финансовая поддержка.

Основные признаки социального предпринимательства:

  • Социальная направленность. Социальный бизнес нацелен, в первую очередь, на решение проблем людей и общества.
  • Поиск новых решений. В связи с тем, что прежние методы устаревают, требуется постоянно искать новые способы решения проблем.
  • Быстрый рост популярности. Наиболее успешные идеи социальных бизнесменов очень быстро находят свою популярность.
  • Окупаемость и прибыльность. Бизнес должен быть выгодным и приносить прибыль.

История развития социального предпринимательства

Понятие социального предпринимательства в современном виде появилось в 1980-е годы, но еще в первой половине XIX века Роберт Оуэн – английский философ и педагог, основал первое кооперативное движение, которое было направлено на объединение людей и организацию для решения важных социальных проблем. Можно сказать, что именно это стало началом истории социального предпринимательства. В 1860-е годы Флоренс Найтингейл – сестра милосердия и общественный деятель Великобритании, основала первое училище для медицинских сестер. Благодаря его созданию, она разработала прогрессивные стандарты для работы и поспособствовала их широкому распространению.

В начале 1980-1990-х годов социальное предпринимательство набирало особую популярность. Основным центром развития стали Соединенные Штаты Америки. В 1980 году Билл Дрейтон основал фонд «Ашока» - первую организацию, которая предоставляла помощь социальным предпринимателям по всему миру. Ее финансирование обеспечивали благотворительные фонды и частные меценаты. По его модели, в 1987 году инвестор Эд Коуэн основал похожий фонд EchoingGreen.

В начале ХХ века похожие проекты стали появляться и в России, но из-за революции и глобальных изменений в жизни общества, они не имели успеха.

Сейчас идея социального бизнеса продолжает набирать популярность и развиваться во всем мире. Это связано это с тем, что, в целом, увеличивается благосостояние граждан, повышается уровень образованности и информированности, поэтому внимание людей обращено не только на личные проблемы, но и на общественные.

Идеи социального бизнеса

Существует много идей социального бизнеса. Рассмотрим наиболее распространенные:

  • Переработка пластика. Одной из наиболее острых проблем нашего века является загрязнение окружающей среды. Ежегодно люди выбрасывают тонны пластиковых пакетов, бутылок, банок и т.д. Все это не может положительно влиять на наше окружение, а значит, и на нас. Поэтому особую популярность нашла идея переработки вторичного сырья. Пластик успешно перерабатывают в новые упаковки для товаров, стройматериалы и многое другое. К тому же, переработка решает вопрос утилизации – с ней это просто не нужно.
  • Производство экологической упаковки. Эта идея набирает все большую популярность в последнее время. В супермаркетах нам все чаще предлагают пакеты из биоразлагаемого полиэтилена, товары все чаще упаковывают в картон или бумагу. Постепенно, экологически чистые материалы полностью заменят полимерную упаковку.
  • Магазины с товарами без упаковки. Такие магазины приобретают популярность, в них можно приходить со своей тарой и не переплачивать за упаковку. В них можно продавать большинство товаров, которые в обычных супермаркетах упакованы в пластик: крупы, макароны, хлебобулочные изделия и так далее.
  • Клубы ЗОЖ. В последнее время, в связи с растущей популярностью идеи ведения здорового образа жизни, удачным выбором для ведения социального предпринимательства станет создание клуба для людей, заинтересованных в ЗОЖ. В данных клубах люди смогут найти друзей по интересам, совместно выезжать на природу, заниматься группой.
  • Обучение людей, попавших в трудную ситуацию. Пережив сильный стресс, например, потеряв родных, человек нуждается в поддержке. Можно сделать целью своего социального бизнеса обучение и реабилитацию таких людей.

Несмотря на то, что социальное предпринимательство – это бизнес, оно способно не только приносить прибыль, но и решать многие общественные проблемы. Для его создания существует много идей и направлений, к тому же, он может помочь не только стать успешным предпринимателем, но и реализовать себя как личность в интересующей области. В последнее время, все более популярным оно становится и в России, и это не удивительно – огромное количество идей и проектов можно легко реализовать и здесь.

Конкурс «Социальный предприниматель»
создан и развивается Фондом «Наше будущее»